От редакции телетекста
Главная
О компании
Публикации
Наши проекты
Фотогалерея
 

Рассылка программ передач.

Услуги по рассылке программ передач.

Тексты программ телевизионных каналов получают издания Петербурга и Ленинградской области, как актуальную информационную услугу. Распространение текстов программ телепередач осуществляется по электронной почте. Подписчиками на эту услугу являются основные массовые петербургские издания.

По вопросам рассылки программ передач телевидения обращайтесь по E-mail teletext@mail.wplus.net


----------------------------------------------

20 октября 2020 года


Владимир Димитриевич Соловьев, главный редактор "Петербургского телетекста"

Петербург и вода. История и современность в фотографиях.

Вся история Санкт-Петербурга связана с водой, с Невой, соединяющей Ладожское озеро и Финский залив, с путем из варяг в греки,- с торговыми маршрутами из Скандинавии, выходцев из которой называли в древности варягами, в Византию, жителей которой в то время называли греками. Об этом можно прочитать в "Повести временных лет".

К сожалению, в то время еще не было фотографии и кино, поэтому об этих событиях в нашей истории остались только рисунки, гравюры, картины, летописи.

Все годы своего существования история нашего города ассоциируется с наводнениями. А блестящий исторический поэтический очерк Александра Сергеевича Пушкина, посвященный городу, называется "Медный всадник". Помните? "На берегу пустынных волн стоял Он, дум великих полн, и вдаль глядел".

К сожалению, и об этом периоде нашей истории остались тоже только картины и литературные произведения.

Но современность показывает, что все, что было создано ранее и современное фото-и видеоискусство - конвергентны, они дополняют друг друга в нашем мире и дают возможность создать полноценный визуальный исторический очерк, сочетающий в себе лучшие элементы нашего культурного наследия.

Полуторавековая история фотографии дала нам возможность достоверно увидеть мир таким, каким он был, без художественного вымысла. Фотомастера светом рисовали историю города, страны, что позволило нам сейчас, во всех деталях, восстановить тот мир, который существовал до нас, в мельчайших деталях, донося отголоски времени через десятилетия.

Именно поэтому изучать современную историю нужно через фотографии многих выдающихся мастеров, среди которых Булла, Прокудин-Горский, Оцуп, Наппельбаум, Шауман, Штейнберг, Халдей, Маркин, Николаев... Этот список можно продолжать очень долго,- у каждого мастера есть свой временной отрезок, связанный с его жизнью и творчеством.

Каждый уважающий себя и окружающих современный мастер визуального искусства старается изучать истоки этого творчества, чтобы успешно создавать что-то свое, становящееся таким же уникальным, как и историческое творческое наследие.

Петербург и вода,- эта тема разрабатывается в творчестве многих людей. Такое обрамление культурной среды в невских берегах не может оставаться незамеченным. Именно поэтому любое событие, связанное с водой, будь то наводнение, водный праздник, водный поход или просто красивая панорама города с воды являются достоянием художественной культуры.

Многообразие мнений и подходов для оценки визуального искусства - современная норма, это позволяет фотографам доносить свою точку зрения, отличную от многих общепринятых правил, широкой массе зрителей. Важнейшее условие для этого - цельность мысли, идеи, новости, которые достойны всеобщей оценки. Умение находить необычное в обычном - в этом заключена главная задача современного фотомастера. И в этом процессе необходимо не допустить искажения, искусства ради искусства.

Как в современных условиях отражать действительность, сопрягая ее с временем? Важнейшее действие - находить актуальную и интересную идею, ради которой строится весь изобразительный ряд. Дополнять его необходимо на основе творческой разработки, организационных действий, исторических предпосылок и только затем - воплощать сам образ в виде изображения.

Чем отличаются работы мастера? - Как правило, тщательным выбором точки съемки, хорошего ракурса, позволяющего наиболее полно раскрыть тему, запоминаемостью образа, ассоциативным решением обычной задачи. Смысловая часть таких произведений предполагает визуальное запоминание зрителем содержания.

При этом следует понимать, что ремесленничество в фотографии - это тоже необходимость, но совершенно другое направление в деятельности профессионалов. Оно позволяет зарабатывать на жизнь, в то время как высокое мастерство - это высокое искусство, которого не может быть много.

Каждый день каждый из нас видит воду в различных ее проявлениях. Она красива, пластична, зеркальна. При съемке воды всегда возникает потребность правильно использовать в кадре любое отражение на ее поверхности, чтобы не испортить всю композицию или подчеркнуть особенности снимаемого объекта. Приведенные иллюстрации это подчеркивают и создают иллюзию объема снимаемого пространства, имитируя трехмерное изображение на плоскости фотографии.

Активное использование жанра пейзажа в современной фотографии привело к тому, что он перестал быть чисто классическим, приобретя черты городского, индустриального, с репортажными элементами. Появился так называемый "эффект присутствия", когда зритель становится соучастником автора, додумывая смысловую часть фотопроизведения. Современный пейзаж в фотографии стал полигармоничным, благодаря деятельности мастеров фотографии. Появились решения с центральной точкой - центром внимания и с распределением центра внимания на множество образов.

Центр внимания, очевидно, предпочтителен, так как создает цельность образа, который доносит до зрителя автор. Пейзаж в современной фотографии может иметь первый план, помогающий осознать значимость сюжета, темы, и второстепенные элементы, которые дополняют содержание. Сюжетно важная часть изображения - основа визуального образа. Эта сюжетно важная часть может быть распределена по всему изображению (фото "Последнее петербургское наводнение") или сконцентрировано на чем-то конкретном (фото "Солнечный ожог"), что придает изображению цельность. Попробуйте убрать из этого фото полынью - и пропадет смысловая часть, ассоциация с солнечным лучом. И останется просто голый городской пейзаж, не имеющий смыслового решения.

В качестве примера приведены несколько фотографий, которые были сделаны в разное время, в разных местах, но их объединяет одна тема - "Город и вода".

Фото 1. Стадион коррупционного раздора (Другое название, которое было на авторской выставке - "Красота, которую мы не замечаем").

Эта фотография сделана в июне 2013 года. Многие авторы делали фотографии строящегося стадиона, как правило, выполняя их с традиционных точек, с аллей Крестовского острова. Поэтому самым главным творческим решением было получить изображение с другой стороны, преимущественно с воды, так как именно таким образом стройка открывалась совершенно удивительным образом. Но иметь этот индустриальный пейзаж без первого плана означало просто блекло документировать стройку. Поэтому самым правильным решением было заставить работать первый план и ввести в него красивый объект. Учитывая, что рядом яхтклуб, самое простое в этом решении - дождаться появления красивой яхты, которая своим профилем может подчеркнуть стиль Петербурга - морского города, внося в изображение дисбаланс между стильностью красивого спортивного корабля и стройкой, длящейся длительное время. Именно так решение и было реализовано. Съемка с воды, с катера - именно это помогло реализовать запланированное творческое решение. Все это - жанровая особенность журналистской фотографии, несмотря на то, что по стилю это - городской пейзаж и исторический документ о создании грандиозного спортивного сооружения.

Фото 2. Последнее петербургское наводнение.

   Это последнее петербургское наводнение, которое было в январе 2007 года. Необходимо отметить, что съемка любого наводнения - это специальный репортаж, так как в разных местах эта погодная аномалия выглядит по-разному. И каждый фотограф фиксирует свой взгляд на это событие. При высоте воды в 180 сантиметров на этом участке реки Фонтанки вода еще не выходит из берегов, но очень близко подходит к краям гранитной набережной. И на фотографии видно, что уровень воды фактически на уровне высоты проезжей части набережной и только высота парапета удерживает воду в берегах. Высокая точка съемки позволила оценить масштаб стихии - вода как будто образовала новое гладкое зеркальное пространство между берегами. И это хорошо заметно с большой высоты. Сам снимок имеет и историческое значение, так как иллюстрирует событие, которое уже не сможет повториться: через три месяца после этого наводнения был введен в эксплуатацию комплекс защитных сооружений от наводнений.

Фото 3. Солнечный ожог

Яркое зимнее солнце не так часто в Петербурге, поэтому его появление - радость для многих людей. Для фотографа солнце - благодатное поле деятельности. Делать кадр, когда в нем присутствует солнце, непросто, но ведь солнце может быть разным! Его блики, разрезающие атмосферу, создают ощущение радости и благоденствия, особенно, если эти лучи направлены прямо в объектив.

Стала заметна полынья посреди льда, ведь она прекрасно отражает солнечный луч, попавший на окна противоположного дома. Именно так в двадцатиградусный мороз удалось запечатлеть "влияние" солнца на Петербург - на встречном отраженном освещении при классическом заполняющем солнечном свете на фасадах домов. Именно здесь эффект присутствия наиболее заметен - солнечный зайчик как будто прямо попадает в глаза зрителю.

Фото 4. Петербургская доминанта.

Эта петербургская доминанта известна всему миру, но все ее видят с другой стороны Невы. Такое изображение Петропавловского собора со стороны Петроградской стороны доступно только с очень высокой точки, "с высоты птичьего полета". Приведенная фотография сделана с телебашни, с использованием большого телеобъектива. При выполнении этого кадра было необходимо в полной мере учитывать многие погодные и природные факторы: время дня, когда солнце под косым углом освещает собор; сильный ветер, который помогает избежать избыточного ультрафиолета над Невой,- ведь именно из-за этого другой берег реки имеет специфическую только для Петербурга и его влаги, преломляющей солнечные лучи, голубую окраску, не устраняемую никакими светофильтрами; мягкий контровой свет на архитектурных доминантах за Невой. Только верхняя точка (примерно 200 метров над землей) позволила осуществить этот творческий замысел. Особенностью съемки является и то, что такое удачное сочетание погоды при сильном ветре в городе может быть лишь 2-3 раза в году, при этом предугадать полное сочетание всех природных факторов невозможно.

Фото 5. Первопроходец

Этот снимок сделан при вечернем заходящем солнце, когда оно ровно распределяется в атмосфере, практически при безветреной погоде. Спокойная вода, образующая весеннюю зеркальную гладь, позволила полностью отразить классическую архитектуру города, набережной Фонтанки, а первый план с теплоходом и одиноко плавающими льдинами подчеркивает время года. Такая панорама в городе полностью характеризует современный Петербург с его старинной архитектурой. Название снимка объясняет, что этот теплоход - один из первых, открывающих речные маршруты после зимы.

Фото 6. Ночная сказка

Этот снимок - продуманное художественное решение, ассоциирующее по смыслу формирование кадра. Если обратиться к русским сказкам, у этого болотца не хватает только сестрицы Аленушки и братца Иванушки.

Это художественное решение, найденное в древное время, но исполненное практически самым поздним вечером, почти в темноте, что позволило сохранить свет окон в доме, одиноко тлеющий мангал, блики от слегка светящихся окон в водной глади болотца. Фактически это - пейзаж, с центральным образом, позволяющим создать фактуру и ауру ночного мира, тишины, спокойствия.

Исполнение этого снимка в дневное время привело бы к вялому и обыденному решению темы из-за обилия зелени, но ночная темнота с хорошей проработкой в деталях и отражением в воде позволила реализовать замысел в полном объеме.

 

Разработка "водной" темы позволила запечатлеть многие исторически значимые события в жизни Петербурга. Сопряжение творчества с событиями позволило актуализировать визуальный материал, чтобы он не терял свою значимость длительное время и впоследствии имел историческую и художественную ценность.

Однако, важно учитывать то, что в работе большинства фотомастеров в основе лежит принцип событийности и документальности, когда фотоматериалы нужны как текущая иллюстрация чего-либо, как репортаж с события. Это правило реализуется по принципам приоритета, так как основа любой работы - рутина, которая лежит и в основе творчества; это технология, которая является незыблемым правилом высокого мастерства; это высокое техническое качество (или максимально возможное в конкретное время), что позволяет успешно публиковать работы или распространять их с помощью систем коммуникации.

Технические средства имеют большое значение в современной фотографии. При правильных действиях они помогают создать настоящие шедевры, произведения искусства. Но это не означает, что чем функциональнее и дороже съемочная техника, тем лучше будет творческая работа, сделанная с ее применением.

Необходимо отметить, что многие хорошие работы делаются не самыми дорогими зеркальными и профессиональными камерами, а значительно более простой техникой. Просто настоящие профессионалы умеют правильно применять их, так как обладают необходимыми знаниями и навыками, в том числе специальной обработки изображений. Качественная работа на результат - вот главный принцип в любой творческой работе.

Современная система медиакоммуникаций использует фотографии как важный ресурс в системе доказательств, событийности, в художественных образах, в информационных войнах. Известно большое количество таких примеров. Это постоянно доказывает важность визуального образа и его приоритет над любыми другими формами подачи материала.

Еще одной формой необходимости высокого творчества являются конкурсы. Их известно большое количество, но далеко не всегда действительно блестящие фотоработы попадают в число призовых. Не все зависит от автора - субъективность оценки определяется составом жюри и перечнем критериев, которые устанавливаются организаторами. Поэтому дипломы творческого конкурса - это, безусловно, успех, признание, необходимость для автора, но также актуальными являются и другие формы демонстрации своего мастерства.

Одним из важнейших ресурсов в визуальном творчестве являются не только и не столько конкурсы, сколько авторские выставки. Именно авторские выставки развивают творческие основы визуального искусства максимально эффективно, особенно, если они проводятся в публичных местах, на открытых для широкой публики мероприятиях. Это позволяет авторам развивать свои творческие идеи без особых ограничений. Тем более, что одним автором или группой авторов может быть представлено почти любое количество работ, которые можно разместить в любом формате развески, необходимой для наиболее полного воплощения своих идей. Ограничением в этом случае является лишь размер используемого пространства или помещения. И авторские архивы таким образом становятся кладезью информации, знаний, исторических образов. Особенно, если они в дальнейшем попадают в государственные фонды хранения и массового электронного обеспечения доступа к этой информации, например, в Президентскую библиотеку.

Опыт авторских выставок позволяет сделать вывод, что наиболее ярко реализуется любая выставка, если она сопровождается копией материалов на сайте, с изложением авторской позиции в виде пояснительных текстов и иных материалов. В этом случае популяризация авторских работ происходит по умолчанию. Как показала практика, очень эффективна организация выставок в помещениях некоторых концертных залов, библиотек, где проводятся концерты, творческие встречи, просмотры фильмов. Холлы в таких местах - хорошие места для фотовыставок, так как их посещаемость в день весьма значительна, что решает проблему с привлечением творчески активной и образованной части зрителей для демонстрации фоторабот. При демонстрации качественных авторских произведений в такой деятельности заинтересованными остаются обе стороны: и учреждение культуры, и сам автор. Самое главное - правильно разместить экспозицию, с подбором работ на обоюдно согласованную тему, которая может быть интересна тем, кто приходит в это учреждение на проводимое мероприятие.

Совершенно очевидно, что сейчас, в условиях тотальной коммерциализации, в выигрыше остаются те, кто поддерживает образовательные и творческие некоммерческие проекты. Разумное сочетание творчества и коммерции может приносить успех.

----------------------------------------------

18 октября 2020 года


Литература и современное общество

Я сейчас выскажу, наверное, важнейшую мысль.

В том, что издания для детей и юношества теряют свою популярность, виноваты взрослые.

Для того, чтобы любое печатное издание, любое СМИ, вне зависимости от аудитории, было любимым у аудитории, и уж особенно у детей и юношества, популярным в обществе, нужно иметь не только хороший коллектив авторов и журналистов, создающих его. В государстве нужно иметь целый комплекс мероприятий, который связан с прививанием любви к хорошему чтению, к восприятию печатного слова в его классическом варианте. И начинается он в системе образования, в школе.

Занимаясь телетекстом, я всегда отмечал, что только грамотная аудитория может правильно и быстро воспринимать любой текст - будь то печатный или экранный. Но в последние два с половиной десятилетия уровень массовой грамотности и образования в нашей стране постоянно понижали через упрощение федеральных образовательных программ и понижение оценочных критериев. Именно поэтому сейчас классическое написание, хороший грамотный текст стали скорее уделом избранных, тех, кто действительно хочет научиться грамотно выражать свою мысль и имеет хороших учителей. И это, поверьте, не очень большое количество молодежи. Сейчас я достаточно много занимаюсь со студентами вузов, у меня был весьма успешный опыт экспресс-подготовки абитуриентов по методикам тренинга - после этого творческий конкурс проходили все и с высокими баллами. И проявились в результате этого наблюдения по некоторым особенностям школьной подготовки по русскому языку и литературе. А в последнее время в надежде что-то улучшить и понять, я занимался со школьниками журналистикой в подростково-молодежном клубе.

И вот какие выводы я готов сделать сейчас.

1. Уровень грамотности при обучении по школьным программам, определяющий скорость чтения и естественно, восприятия любого текста, у 75 процентов молодежи весьма низок. Надо отметить, что массовым явлением стало наличие не менее 10 ошибок на написанный лист текста и медленное чтение текста с листа. Естественно, это влияет на понимание любого текстового материала и осознание содержания любого печатного материала.

2. Многие учителя русского языка и литературы не очень заинтересованы в развитии детей вне границ школьной программы. Но понимание литературы основано не только на грамотности, но и на содержательном сопоставлении с историческими фактами, оценке роли личности в том, как те или иные герои были известны в разное время, что они совершили, чем прославились. Этого в школе в большинстве своем нет.

3. Сама школьная программа по литературе и русскому языку настроена преимущественно на тестирование, как и весь процесс обучения. Поэтому большой трудностью у школьников стало даже написание элементарного эссе - на половину странички. Дети просто не могут грамотно выразить свою мысль и изложить ее на бумаге. Во время обучения или экспресс-подготовки по написанию эссе мне приходилось вначале обращаться к визуальному образу и уже потом учить старательно описывать его словами, а не наоборот. Так начинали учить детей читать по букварю. Что уж говорить о написании сочинений или авторских материалов - рассказывать об этом сейчас не хватит времени!

4. Потребительская система распространения информации на массы через интернет и социальные сети - исключительно через визуализацию, с устным комментарием, без учета грамотности слов и выражений, стала преобладающим явлением в системах общения молодежи, это постоянно рекламируется по телевидению в рекламе смартфонов и планшетов.

5. Общение с директорами школ на эти темы дало возможность сделать вывод: несмотря на красивые слова и поручения учителям русского языка и литературы - все это результата не дает. Невозможно самовольно преодолеть рекомендации Минобразования, а на реализацию дополнительных программ нет ни времени, ни сил, ни желания.

Можно много и долго обсуждать все эти вопросы, но в заключение скажу:

1) Не по вине журналистов возникли проблемы с печатными изданиями.

2) Сложно бороться с ветряными мельницами, особенно, когда их много.

3) В прямом противостоянии ЕГЭ победил настоящую грамотность.

И наша задача - вновь, преодолевая барьеры и границы, ликвидовать безграмотность, как в первые годы после революции. Только так можно восстановить интерес к настоящему чтению, к своему языку, к своей культуре. Видимо, настало время многим журналистам параллельно со своей профессией стать агитаторами, а также учителями и наставниками молодежи.

Владимир Соловьев

----------------------------------------------

© Copyright 2010 ЗАО "ТелетекстДата Петербург".  Владимир Соловьев  для официальных обращений