Назад

Общество и телетекст. Три аспекта: информационный, игровой и учебный.

Моисеенков Вадим.
ЗАО "ТелетекстДата Петербург".

Одним из следствий развития средств массовой информации за последнее столетие стало то, что каждый человек читал одни и те же колонки новостей в газетах и смотрел одни и те же телевизионные зрелища... Хобби, основанное на доступе индивидуума к персональному компьютеру или терминалу информационной системы, позволит разным людям специализироваться в различных областях и повышать их самооценку по мере достижения ими успехов". Это цитата из книги "Век компьютеров. Взгляд в предстоящее двадцатилетие", написанной более 20 лет назад Д.Мозесом, профессором Массачусетского технологического института.

Полноценный доступ индивидуума из дома к разнообразным информационным системам может быть осуществлен только с использованием персонального компьютера типа IBM PC со встроенным модемом, подключенным к сети ИНТЕРНЕТ. И Европа, и Америка прошли в 80-е годы период наполнения частных квартир и домов персональными компьютерами, благо их цена соизмерима с минимальной заработной платой и составляет примерно 800$. Но редкий человек и его семья использует такое средство только в целях самообразования или для бизнеса. Использование компьютера для развлечения стало чуть ли не основной функцией электроники, установленной в доме.

Российские граждане в 80-е годы, как и все советские люди читали одну газету или ее перепечатки и смотрели одну телевизионную "информационную" программу по всем каналам телевидения. О персональных компьютерах, как и о многом другом они только и слышали из плохо разбираемых монологов дикторов западных радиостанций.

В 90-е годы компьютеры стали появляться на предприятиях и в учреждениях, и кое-кто, в результате этих поставок, может похвастаться даже такой игрушкой у себя дома. Но цена на персональные компьютеры осталась той же - 800 $. Неловко напоминать, что средняя зарплата в России раз в 10 ниже. Ни о каком массовом распространении "персоналок" среди россиян говорить не приходится.

В 90-е годы на рынки Европы и Америки хлынул поток дешевых (по цене примерно 50 $) чисто игровых компьютеров типа "Денди". Игровые приставки к телевизору, более-менее доступны для российских граждан, и с ними "играют все". Газеты - не выписываются, книги - дорогие, телевизор становится центром домашних развлечений.

Наиболее серьезный урон при таком положении наносится образованию и, тем более, с учетом индивидуальных пристрастий и возможностей. И вот ныне граждане России, сидя дома, взирая на телевизор, и признавая за ним приоритет в доме, предпринимают самостоятельные шаги по более разнообразному его применению. Они пытаются приобрести над ним контроль, покупая видеомагнитофон, спутниковую антенну, но все это дорого для них... У игровых компьютеров не остается конкурентов. Самостоятельно включив телевизор в те часы, когда родителей нет дома, наши дети обречены смотреть очередную "Марию" или расстреливать очередного компьютерного врага из компьютерного пистолета. Хотя, конечно, это лучше, чем улица и, как говорил А.Энштейн, "чем с кистенем на большую дорогу".

В работе Г.Ханемама, преподавателя Университета Южной Калифорнии, проводившего исследования с целью предсказания изменений, которые предстоят в телевидении до конца века, он исходит из предпосылки, что будущее телевидения определяется разработкой множества новых способов использования телевизионного экрана и публика со все большей охотой готова платить за новые виды теле обслуживания. Люди чувствуют себя лучше и свободнее в выборе, если они получают доступ к информации без посредников, без комментариев.

Кто знает, где заканчивается слава известных российских журналистов, реализующих на практике право россиян на получение информации, и где начинается политическая карьера пристрастного комментатора? А ведь 6% россиян вообще лишены возможности слушать радио и воспринимать звуковой ряд телепередач - это глухонемые, для которых сурдоперевод или текст - единственный источник информации.

Моделями информационного обслуживания на дому могут служить системы "Телетекст" и "Видеотекст". Естественно, некорректно рассматривать эти системы как идеальные и способные заменить человеку книгу, компьютер... и живую природу. Но... В свое время будущий маршал артиллерии Воронов обратился к руководству академии, в которой писал выпускную работу, с рапортом об изменении ее наименования. Он посчитал, что вместо "Влияние тактики и стратегии на артвооружение в 1-ой мировой войне" более справедливым и соответствующим правде научного факта будет такое: "Влияние артвооружения на тактику и стратегию...". И он был прав. Весь опыт цивилизации показывает, что технические средства, которыми люди располагают, можно распоряжаться и эффективно, и умело, и во вред себе, что в конце 20-го века ничто так влияет на человеческую психику и является основным источником усредненной информации, как телевизор.

Система "Видеотекст" представляет собой сеть информационных баз данных, содержащих массу сведений общесоциального и экономического характера, позволяющую получить ответы на запросы, скажем и о билетах на самолет или поезд, о товарах и услугах и производить простейшие манипуляции с данными, например, произвести заказ с доставкой на дом. Доступ к такой базе осуществляется с "Видеотекст"-терминала, который с одной стороны подключается к телевизору и выводит на его экран полученные ответы, с другой стороны к телефонной линии, по которой осуществляется доступ к базе данных например через ИНТЕРНЕТ. Стоит такой "Видеотекст"-терминал как средний видеомагнитофон и требует разветвленной и качественной телефонной сети. Распространению этой службы будет препятствовать и высокий тариф за доступ к базе, соизмеримый с оплатой за междугородные разговоры.

Более широкое распространение в мире и особенно в Европе получила система "Телетекст", где во всех странах уже десяток лет функционирует система "Телетекст", охватившая более 50 миллионов пользователей. В странах Прибалтики, Беларусии, Украине, Казахстане и России телетекст начал внедряться с 1992 года. Уже сейчас в СНГ и Прибалтике, примерно, 5,5 млн. пользователей. Самыми невиданными ранее в Европе темпами идет внедрение телетекста в России. Ни в одной другой европейской стране нет такого количества вещательных служб, начавших передачи телетекста. Это по четыре компании в Москве и Новосибирске, по одной в Петербурге, Екатеринбурге, Томск, Перми, Краснодаре, Омске, Ростове-на-Дону, Нижневартовске, Самаре, Казане, Челябинске, Нижнем Новгороде, Ижевске, Владивостоке, Красноярске, Волгограде и Тюмени.

Декодер телетекста стоит от 30 до 50 $, а в телевизорах 5 поколения с адаптированным пультом дистанционного управления и местом для самого декодера его цена равна 20 $. При такой цене декодер телетекста станет самым доступным для россиян средством более интенсивного использования телеэкранов, тем более, что за прием журналов телетекста платить ничего не надо.

Рассмотрим три основных аспекта использования телетекста в общественных нуждах. Это только модель информационного обслуживания на дому, а как там в реальности пойдут дела у компаний, занимающихся телетекстом, кто знает?

Итак, три аспекта модели - информационный, игровой и учебный.

наверх

Информационный аспект.

И телевидение, и радио дают оперативно сводку наиважнейших событий дня. Но дают не все (примерно 2%), а более полный материал идет в сообщениях информационных агентств, который частично (примерно 10%) воспроизводят газеты. Общий объем ежедневных сводок 12 основных информационных агентств России достигает 600 страниц, и, в общем, дают достаточно полную и подробную картину общественной, политической, экономической и криминальной жизни общества. Планы и отчеты торгов только одной только товарно-фондовой биржи в самом урезанном виде - это еще 300 страниц текста. Ни одна газета не в состоянии дать оперативно такое разнообразие информационных материалов. Технически это возможно только в телетексте, где общий объем передаваемой информации может достигать 320000 страниц, передаваемых со скоростью до 10 страниц в секунду, что равно 8000 газетных страниц или подписке типовой ежедневной газеты за 6,5 лет.

Читать телетекст можно в любое время работы ТВ-канала и даже тогда, когда идет 2001-я серия "Санты-Барбары", или в очередной раз эфир заняли "говорящие головы". Телетекст - это демократично и потому, что звук остается и потому, что в режиме наложения текстов выводится поверх изображения. Ну а те, кто хочет смотреть телепередачу, может смотреть - никто никому не мешает! Читать же в журналах телетекста, выпускаемых в объеме от 15 до 30 газетных страниц индивидуум может то, что считает для себя интересным, заказывая те или иные страницы с пульта дистанционного управления.

Доступ к страницам телетекста в режимах LIST, FAST и TOP обеспечивает удобный и наглядный поиск необходимых страниц по заголовкам информационных разделов, а использование последних моделей декодеров на элементной базе фирм Texas Instruments и ITT с памятью от 128 до 2000 страниц, обеспечивает мгновенный переход к заказанным страницам.

Большой объем памяти декодеров, позволяет загрузит в него все передаваемые страницы телетекста, а потом быстро и в удобной форме просматривать их. С таким декодером телевизор превращается в терминал информационной базы или электронного журнала. Информация в такой журнал загружается через эфир и ежедневно обновляется.

Во время олимпийских игр в Испании и чемпионата мира по футболу во Франции все каналы телевидения были "забиты" телетекстом с подробной информацией о спортсменах, их результатах и информацией о ходе Игр. В Англии, Италии и Польше в телетексте передается информация об угнанных автомобилях, состоянии дорог, о чрезвычайных ситуациях на транспорте и объектах повышенной опасности.

Повышенный интерес со стороны информационных агентств, фондовых бирж и банков вызывает возможность использования страниц телетекста для циркулярной передачи файлов данных на компьютеры с декодеров телетекста, что позволяет передавать любые данные неограниченному числу абонентам в любую точку, где имеется прием ТВ-программы, с минимальными затратами. Одновременная с телетекстом циркулярная передача данных существенно расширяет функции телетекста, как телематической системы массового информационного обслуживания.

Особенно интересен случай использования телетекста и передачи данных во время проведения выборов, когда партийные активисты могут контролировать ход голосования, а граждане следить за ходом выборов по материалам телетекста.

наверх

Игровой аспект.

Еще одно свойство телетекста - это "сразу всем и всем подробно". Это свойство весьма эффектно было использовано во время последнего шахматного матча между Г.Гаспаровым и Н.Шортом. Еще бы! Ведь Англия - родина телетекста! Телетекст стал средством при организации шахматного тотализатора. Шахматы - прекрасный пример, ведь в них ни результат, ни длительность игры не известны никому. Победа или ничья могут быть объявлены на любом ходу, а фавориты партии нередко терпят поражение в самой очевидной ситуации.

Ставки на игру могут приниматься букмекерами и во время игры, но как оповестить всех желающих, по всей стране, в реальном масштабе времени, о сделанных в партии ходах? Не прерывать же теле- и радиопередачи каждые 5 минут! А вот установив компьютер в зале, где проводится игра, можно через обычную телефонную сеть переслать в передающий центр телетекста информацию о ходе игры, а уже далее по ТВ-каналу широкой публике. Этот принцип телетекста вполне распространим на большинство спортивных мероприятий и теле игр, таких как Игры Доброй Воли, клуб "Что? Где? Когда?", "Поле Чудес", при проведении которых может работать тотализатор с отображением в реальном времени принятых ставок.

Разработчики декодеров телетекста пошли еще дальше и довели игровые возможности декодера до абсолюта! Они стали встраивать в декодеры популярные игры, ведь все необходимое в декодере телетекста есть - это и большая память, и мощный 386 процессор, и дистанционный пульт управления, и цветной вывод на экран телевизора. Наличие в декодере встроенных игр, значительно расширяет круг пользователей и придает декодеру новое качество - игрового компьютера. Интересен и вариант теле аукциона, когда заинтересованная публика следят за аукционом и всегда может по телефону назначить свою цену за предлагаемый товар или пакет акций. Возможно, не вполне корректно относить телевизионные опросы общественного мнения к политическим играм, но что-то схожее в этом есть. Телезрители могли бы телефонными звонками отвечать на поставленные вопросы и постоянно наблюдать за результатами опросов. И только во время телепередачи!

наверх

Учебный аспект.

В системе телетекста есть простой, но очень интересный режим работы - маскирование части текста. При приеме и выводе страниц замаскированный текст не отображается на экране до тех пор, пока не будет нажата специальная кнопка <?> и тогда-то скрытый текст будет выведен на телеэкран.

Таким образом, можно задавать вопросы и на той же странице хранит ответы, которые выводятся только по специальной команде, что позволяет проводить уроки изучения языков на дому просто любознательным, неимущим и болеющим детям. Можно передавать материалы для занятий по изучению языков: русского, английского, литовского, латышского, эстонского, украинского. Все технические средства для таких передач есть, нет только соответствующих специфике телетекста программ обучения. В режиме "вопрос-ответ" можно передавать кроссворды, проводить викторины и уроки арифметики. Большие объемы и высокая скорость телетекста, свободное прохождение сигналов по междугородным и спутниковым каналам телевидения делают эту систему доступной и в большом городе, и в маленькой российской деревеньке, в которую не то, что газеты, а хлеб-то порой не завозят. Впрочем, нынешние спальные микрорайоны только скученностью от деревни и отличаются, так же ничего нет - ни театра, ни библиотеки, ни выставочного зала, ни игротеки.

Доступ человека к системе телетекста - это маленький шажок к тому, чтобы предоставить мало имущим доступ к разнообразной информации, скрасить обыденность существования, развлечь человека и дать ему возможность чему-то научить своих детей.

Декодер телетекста - это маленький, но очень способный, помощник в том смысле, что он отыскивает и предоставляет нам информацию, не выходя из дома. И трудно лучше характеризовать телетекст, чем перефразировав Стругацких: "Информация для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!".

Чтобы привыкнуть к крупному техническому новшеству, людям требуется 10-20 лет. И насколько этот срок будет короток, зависит от степени сотрудничества компаний, осуществляющих передачи телетекста с информационными агентствами, оргкомитетами спортивных мероприятий и педагогами. Союз телевидения с информационными системами расширит возможности человека по более эффективной оценке окружающего мира, и рано или поздно телетекст станет неотъемлемой частью российского общества, органично вплетенной в его нервную систему.

наверх